Назад к списку

В столице обсудили вклад московской системы образования в развитие и консолидацию города 

29 июня 2017 года в Департаменте образования прошла пресс-конференция по теме «Вклад московской системы образования в развитие и консолидацию города» с участием представителей Департамента и директоров столичных школ. 


Первым взял слово заместитель руководителя Департамента образования Москвы Александр Борисович Молотков. В своем выступлении он подвел итоги 2016-2017 учебного года. Александр Борисович начал с важной темы – доступности образования в столице: «на сегодняшний день полностью удовлетворена потребность жителей Москвы в устройстве детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные группы. Кроме того, численность детей с 2010-11 уч. года по 2016-17 уч. года увеличилась с 288,6 тысяч детей до 415,8. В общем образовании также есть положительная тенденция с 749,1 тыс. детей до 892,0 соответственно». 

Зачисление в первые классы перестало быть проблемой для родителей, в прошлом году 55% детей были просто переведены из дошкольных групп в первые классы того же образовательного учреждения. Создание крупных образовательных комплексов дало возможность максимально эффективно совместить дошкольное, общее и дополнительное образование, теперь родителям не нужно выбирать школу в удаленных районах города, что подтверждает статистика – в прошлом году 82% родителей первоклассников выбрали школу в районе официального проживания.


Всероссийская олимпиада школьников

В этом учебном году школьники побили свой прошлогодний рекорд по количеству победителей: 167 человек в сравнении с 145 прошлого года. 817 дипломов завоевали ребята на заключительном этапе всероссийской олимпиады – это больше трети всех дипломов, которые были получены. Перелом произошел в 2013-14 гг., именно в это время олимпиада стала проходить в каждой московской школе. Кроме того, растет и число общеобразовательных учреждений, которые могут подготовить победителей и призеров олимпиад. За 2015-17 гг. это больше половины школ Москвы.

В 2016-17 гг. впервые прошла Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира. В олимпиаде приняли участие 22 мегаполиса мира, 176 участников по четырем предметам: химия, математика, информатика, физика. Первое место по сумме всех результатов завоевала Москва (710 баллов), второе место – Санкт-Петербург (608 баллов) и третье – Белград (467 баллов). 

Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: «Реализованный в Москве комплексный подход к образованию очень интересен международным коллегам. Результаты Москвы активно обсуждаются в Европе на разных площадках» 

Еще одно подтверждение конкурентоспособности московских школьников – крупнейшее международное сравнительное исследование функциональной грамотности 15-летних учащихся PISA. В исследовании принимали участие все школы столицы, это более 42 тысяч учащихся. Суммарный результат – 6 место в мире, по словам Молоткова это очень высокий результат. В докладе организаторов исследования было отмечено, что московские школы предоставляют качественное образование вне зависимости от социально-экономического статуса семей учащихся.

Подводя итоги, можно выявить механизмы достижения высоких результатов:

  • Выравнивание финансовых возможностей школ и их оснащение современным учебным оборудованием
  • Формульное личностно-ориентированное финансирование и заинтересованность школ в каждом ученике
  • Переход от модели поиска и отбора талантов для дальнейшего обучения в спецшколах к модели развития таланта каждого московского школьника в каждой школе по принципу «каждый ребенок талантлив»
  • Формирование Рейтинга вклада школ в массовое качественное образование московских школьников
  • Открытие инженерных и медицинских классов в школах, развитие предуниверсариев на бае вузов
  • Широкий спектр образовательных программ и большая возможность встретить «своего» учителя
  • Зависимость величины оплаты труда учителя от результатов его работы и директора от результатов деятельности школы
  • Активное участие молодежи в подготовке участников предметных олимпиад, развитие проекта «Кружок от чемпиона».


Московская электронная школа 

Лебедева Марианна Владимировна, директор Городского методического центра ДОгМ рассказала о проекте «Московская электронная школа». Это совокупность электронных продуктов: портала dnevnik.ru и цифровой платформы образовательных материалов. 

«Дневником» сегодня пользуется более миллиона человек в месяц. Благодаря ресурсу, родители могут в любое время узнать, как учиться их ребенок, и какой у него режим пребывания в школе. Общегородская библиотека электронных образовательных материалов позволяет учителям работать эффективнее, сокращает время на подготовку к урокам и полностью снимает с педагогов бумажную работу и позволяет учащимся в привычном электронном формате читать книги и находить нужные материалы по программе. Кроме того, благодаря сервису учителя могут разрабатывать электронные сценарии уроков и делиться ими с коллегами. 

По поручению Мэра Москвы Сергея Собянина, учителя, вносящие наибольший вклад в развитие проекта, поощряются грантами в размере 100 тысяч рублей. На сегодняшний день разработано и внесено в платформу 43 966 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1 по 11 класс. 43 учителя из 27 школ уже получили гранты. 

Развитие предпрофессионального образования или интеграция всех уровней образования для достижения высоких результатов. 

Также Лебедева рассказала и о других проектах для столичных школьников. 

Участниками Городского образовательного проекта «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» являются 37 образовательных организаций столицы, более 1500 педагогов и 65000 детей, которые заняты в уроках и кружках. Главной темой сегодняшнего дня становится конвергентное образование. 

В 2017 году в программу конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результатам» были отобраны 19 лучших выступлений педагогов и 126 проектов учащихся в 9 устных и 1 стендовой сессиях. Также на конференции школьники представили 12 мастер-классов на английском языке по работе с современным учебным оборудованием. Все это показывает не только высокий уровень знаний школьников, но и уровень столичного образования в целом. 

Еще один проект, который заслуживает внимания «Академический класс в московской школе». В рамках проекта, обучающиеся проводят научные исследования и создают проектные работы, используют ресурсы научных организаций. У ребят есть возможность работать с высокотехнологичным, серьезным оборудованием, которое есть в столичных школах. Руководителями проекта выступают ученые институтов ФАНО. На сегодняшний день участниками проекта стали 10 образовательных организаций, еще 11 школ являются кандидатами в участники. 

18 апреля 2017 года состоялась первая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни», по итогам которой, было отобрано 27 лучших работ. Руководителями и экспертами выступали именитые российские ученые. 

Проект «Медицинский класс в московской школе» проводится совместно с МГПУ имени И.М. Сеченова под руководством ректора Петра Витальевича Глыбочко. 62 школы принимают участие в проекте (более 3,5 тысяч учеников), в которых установлено высокотехнологичное медицинское оборудование, и при участии более 30 медицинских организаций. 37 школ – кандидаты в участники проекта (более 1 тыс. участников). 

13-14 апреля 2017 года прошла вторая научно-практическая конференция «Старт в медицину». Участниками стали более 1500 человек. Для очной защиты было отобрано 237 лучших работ обучающихся и 13 работ педагогов. Результаты конференции будут учитываться как индивидуальные достижения, а победителям и призерам конференции среди 10-11 классов начисляются 5 дополнительных баллов при поступлении в университет. Тут стоит отметить, что сами преподаватели «Сеченовки» оценивают представленные проекты, как курсовые работы студентов 3-4-х курсов.

«Инженерный класс в московской школе» проводится на базе 50 школ (более 3 тыс. участников), 98 школ – кандидаты на участие. Партнеры проекта – 17 технических ведущих университетов, более 100 высокотехнологичных предприятий из нефтедобывающих и автомобильных отраслей, авиастроения, научно-исследовательские институты и предприятия «Росатом». 

В конференции «Инженеры будущего» участвовало более 2000 ребят с достойными проектами высокого уровня. 

Мы видим, что современный школьник интересуется современной наукой и производством, а московские школы и их кабинеты сегодня походи не на классы 70-90-хх годов, а на современные рабочие места технопарков и ведущих предприятий Москвы. 


Из первых уст

Директора московских школ, также рассказали о проектах, которые поддерживают их общеобразовательные организации. 

«Школы смогли вырасти и стать интересными для учеников благодаря переходу от узконаправленных общеобразовательных учреждений к большим образовательным комплексам. Благодаря интеграции основного и дополнительного образования и различным проектам. Кроме того, школы стали открытыми площадками. Ученики из разных комплексом могут ходить друг у другу в гости и пользоваться возможностями представленных кружков», - рассказал директор школы №444 Северинец Павел Александрович

Сегодня есть все возможности для развития предпрофессионального образования, в частности это свободное взаимодействие между школой, вузами и предприятиями, сообщил директор школы №1550 Лосев Никита Сергеевич. Он также отметил, что для развития профильного образования большой вклад внес проект «Субботы московского школьника» - открытые и бесплатные лекции, мастер-классы, практикумы на базе вузов. За прошедший учебный год в проекте приняли участие 57 вузов, 2425 мероприятий посетили более 122 тысячи человек. 

Директор школы №827 Огородникова Наталья Владимировна отметила, что в проектах проводимых департаментом образования высоко поднята планка: «это, безусловно, хорошо, ведь все мы хотим лечиться у квалифицированных докторов, мы хотим ездить на хороших автомобилях, которые создаются в России, а для этого мы не можем снижать планку», - сообщила она. 

Валерий Вячеславович Пазынин, директор школы №1561, рассказала об интерактивной игре для школьников направленной на формирование и проверку необходимых умений. 

«Образовательные результаты, которые мы видим сейчас, не отвечают вызовам будущего. Предметные знания, на которые ориентированы контрольно-измерительные материалы ЕГЭ важны, но их уже сегодня недостаточно. Для того чтобы самореализоваться и быть успешным профессионалом недостаточно усвоить объем предметных знаний, нужна еще способность действовать в незнаковых ситуациях и принимать решения. А для этого нужно обладать критическим, конвергентным и теоретическим мышлением. Нужно уметь различать достоверные и недостоверные источники данных и уметь построить самому новый способ действий в новой ситуации. На развитие именно таких знаний, необходимых для современной жизни направлен проект. Обучение проходит с помощью «кейсовых» заданий в форме игры, эффективность которой уже доказана на практике. 

Параллельно с содержанием, шла разработка формы такой игры с использованием технологий дополненной реальности и 29 мая состоялась презентация пробного модуля, в которой приняло участие 420 восьмиклассников. По количеству и качеству вопросов мы поняли, что идея не только сработала, но и зацепила учеников». 

Мясникова Людмила Александровна, председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОгМ подняла еще одну важную тему – современных колледжей. 

«Достаточно долго мы говори о том, что техническое образование в городе исчезает и колледжи сравнивали с ПТУ. Сегодня же отношение к ним поменялось, родители относятся к среднему техническому образованию лучше. Поступить в колледжи стало труднее, для этого нужно сдать ОГЭ и ЕГЭ на высокий балл. Колледжи сегодня открыты для школьников, туда приходят на занятия в профильных кружках и главное, чтобы получить специальность в рамках проекта «Профессиональное образование без границ»».

В ходе второй части пресс-конференции журналисты смогли задать сои вопросы руководителям ДОгМ и директорам. Так, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина сообщил, что уровень знаний московских и региональных школьников в рамках всероссийской олимпиады школьников особо не отличается, кроме того, Московский центр педагогического мастерства, который является координатором подготовки к олимпиадам, регулярно оказывает помощь школьникам из регионов. 

Редактор РНМЦ НО спросил о результатах и перспективах демонстрационного экзамена по дополнительным общеразвивающим программам, на что Исаак Иосифович пообещал включить эту тему в следующую пресс-конференцию и подробно поговорить о предпрофессиональном и дополнительном образовании.

Текст: Алина Свинцицкая